Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Психологическая готовность к школьному обучению



Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование:

1. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. на языке психологии, — мотивация к обучению.

2. У него должна быть сформирована социальная позиция, школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

3. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учеб­ного дня.

4. И, пожалуй, самое главное — у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной дея­тельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Главное, умение уловить момент, когда можно переходить от сформированного игро­вого мотива к учебному. Ведь потребность в игре и движении сохраняется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Поэтому, сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать


«Как заинтересовать?»

1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.

2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.

3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми знаниями.

4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слиш­ком легким. Оно должно быть посильным.

5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

7. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка.

Старайтесь не сравнивать его с другими деть­ми, только — с самим собой. Например, не следует гово­рить.: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то что ты!». Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Та­кой подход будет ориентировать вашего малыша на соб­ственное совершенствование.

Расти – значит, прежде всего, учиться все делать самому. И действительно, главная особенность детства — зависимость маленького человека от старших. Повзрослеть – значит обрести самостоятельность. Помочь ребенку стать взрослым – одна из основных задач, какие ставят перед собой родители. В то же время наши усилия научить детей самостоятельно умываться, оде­ваться вроде бы не имеют ничего общего с такой целью. Действительно, независимо от того, понукаем мы их или нет, в конце концов они все равно приобретут эти навыки.

Поэтому, ставя подобную проблему, мы беремся за ее решение вовсе не из опасения, что дети никогда не научатся сами одеваться, и не из желания поубавить се­бе хлопот, а для того, чтобы поощрять желание малышей обрести независимость в мыслях и поступках.

Далее мы предлагаем пять общих рекомендаций, которые всегда полезно иметь в виду, если хотите по­мочь, вашему ребенку научиться делать все самому.

1. Не будьте назойливы.

Ребенок в 2,5—3 года, ко­нечно, уже в силах самостоятельно раздеться, но одеть­ся он сможет, только когда ему исполнится 5 или 6 лет. Да и 6-летнему малышу тоже приятно, когда с ним нянчатся, и совсем неплохо, если иногда — не очень часто — вы в чем-то поможете ему. Настаивать или требовать, чтобы он все делал сам, — отнюдь не са­мый верный путь поощрять ребенка к самостоятель­ности,

2. Подражание – великая сила.

Если вы разрешите ребенку свободно гулять по вашей спальне или ванной, он увидит, что ВЫ делаете то же, чему стараетесь на­учить его. Позвольте ему даже принести свою одежду в вашу спальню и одеваться вместе с вами, а сами можете проделать то же самое в детской комнате. Если он иногда предложит свою помощь, не отказывайтесь: это тоже подражание.

3. Всегда очень полезно наградить ребенка ласко­выми словами за достигнутые успехи.

Если он придет к вам, гордясь тем, что сам умылся и оделся, крайне необходимо похвалить умницу, оправдать его ожидание. И наоборот, если вы сделаете ему замечание, что он плохо причесался и неудачно подобрал галстук, ру­башку и носки, вы только подорвете его веру в себя.

4. Обратите внимание на некоторые мелочи быта.

Ребенку, как правило, трудно дотянуться до умывальника, до крана, если у него нет специальной скамеечки или лесенки. Детская одежда в основном очень прак­тична и удобна, но нередко бывает, что петли для пуго­виц слишком узкие или поясок нужно завязывать сзади, а малыш еще не умеет этого делать. Бывает, что вешалка прибита слишком высоко, поместите ее пони­же — под рост ребенка. Это поможет ему быстрее на­учиться самому пользоваться ею.

5. Конечно, нужно хвалить малыша, когда он сам умывается и одевается, но важно также внушить ему, что все это обычные, повседневные привычки.

Если же мы слишком настаиваем на том, чтобы ребенок чи­стил зубы или сам одевался, мы невольно преувеличиваем значение этих простых процедур. Нередко мы объявляем, что пришла пора раздеваться или купаться так, словно предстоит какое-то очень важное меропри­ятие. Если же мы будем подходить к этим делам спокойно, как к вещам обыденным, ребенок тоже будет смотреть на них только как на приятное времяпровождение. Поначалу мы наверняка столкнемся с какими-то трудностями, и хорошо бы придумать какое-нибудь интересное для ребенка занятие, например, предложить ему после того, как он умоется: «Ты бы мог помочь мне приготовить завтрак, только побыстрее оденься, а то не успеешь, и я все сделаю сама».


Наша задача — создать у ребенка определенный образ мышления, и мы тем более преуспеем в этом, чем активнее будем показывать свой положительный пример.


15 знаний ребёнка перед поступлением в школу:

1. Своё имя, отчество и фамилия.

2. Свой возраст и дата рождения.

3. Своя страна, город и домашний адрес.

4. Фамилия, имя, отчество родителей, их профессии.

5. Времена года, месяцы, дни недели.

6. Названия домашних, диких животных и их детёнышей.

7. Тематический «словарь»: транспорт, одежда, обувь, птицы, овощи, фрукты, ягоды.

8. Пересказ народных сказок, некоторых произведений детских писателей.

9. Названия и различия геометрических фигур, ориентация в пространстве, на листе бумаги (право, лево, верх, низ).

10. Умение полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.

11. Способность запомнить и назвать 6-8 предметов, картинок, слов.

12. Разделение слов на слоги по количеству гласных.

13. Определение количества, последовательности и места звуков в слове.

14. Хорошее владение ножницами, карандашом: способность без линейки проводить линии, рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать и заштриховывать.

15. Счет от 1 до 15. Обратный счёт от 5 до 1. Счетные операции (сложение, вычитание) в пределах 10.   


Консультацию подготовила педагог-психолог Задорина К.Ю.



Страница 3 - 3 из 38
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все